Операция «Рельсовая война» была кодовым названием операции советских партизан, проводившейся с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР, БССР и части УССР в рамках рельсовой войны. Целью операции было оказание помощи Советской Армии в завершении разгрома немецких войск в Курской битве 1943 года и развитие общего наступления. Узнайте больше о ходе операции и ее значении в этой статье.
Операция «Рельсовая война» была кодовым названием операции советских партизан, проводившейся с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР, БССР и части УССР в рамках рельсовой войны.
Цель операции
Основной целью операции «Рельсовая война» было оказание помощи Советской Армии в завершении разгрома немецких войск в Курской битве 1943 года и развитие общего наступления. Через затруднение доставки грузов для укрепления обороны немцев и отвлечение сил немцев для охраны железнодорожных путей, партизаны стремились нанести существенный урон железнодорожному транспорту и тылу противника.
Подготовка операции
Подготовка операции «Рельсовая война» была осуществлена Центральным штабом партизанского движения, который привлек к выполнению операции партизан из различных регионов, включая белорусских, ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан. Всего было задействовано 167 бригад и отдельных отрядов.
Некоторые ошибочно полагали, что противник испытывает недостаток рельсов, однако на самом деле у немцев был излишек рельсов. Несмотря на это, партизаны были обеспечены взрывчаткой и минно-подрывной техникой, а также получили инструкторов-подрывников для проведения операции. В преддверии операции в июне 1943 года на партизанские базы было заброшено значительное количество взрывчатых веществ и оружия.
См. также
Ход операции и результаты
Операция «Рельсовая война» стартовала 3 августа 1943 года, при участии около 100 тысяч партизан. Действия партизан развернулись на тыловых районах групп армий «Центр» и «Север», а также в тылу группы армий «Юг». Начиная с первой ночи операции, партизаны уже взорвали 42 тысячи рельсов. В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, уничтожено значительное количество эшелонов, мостов и станционных сооружений. Особо значительные разрушения были произведены на участках Полоцк — Молодечно, Минск — Бобруйск, Лунинец — Калинковичи и Могилёв — Жлобин. К примеру, только белорусскими партизанами было подорвано 836 эшелонов и 3 бронепоезда.
В результате операции «Рельсовая война» удалось существенно затруднить перевозки противника, снизив оперативные перевозки на 40%. На некоторых железных дорогах движение было задержано на несколько дней и даже до нескольких недель. Немецкое командование вынуждено было организовать охрану железных дорог силами, которые могли быть использованы на фронте. В результате, в тыловых районах германских групп армий железнодорожное движение было существенно нарушено.
Значение операции
Операция «Рельсовая война» имела важное значение в ходе Великой Отечественной войны. Партизаны сумели причинить заметный ущерб железнодорожному транспорту противника, осложнив его снабжение и перемещение войск. Это существенно способствовало разгрому немецких войск и развитию общего наступления советских войск. На протяжении всей операции партизаны демонстрировали мастерство в проведении диверсионных действий и сотрудничали с местным населением.
Термин «Рельсовая война» после Великой Отечественной войны стал использоваться для обозначения действий партизан, связанных с разрушением железнодорожного пути. Например, в последующих конфликтах, таких как российско-украинская война, партизаны также применяли методы рельсовой войны для разрушения коммуникаций противника и ослабления его позиций.
Заключение
Операция «Рельсовая война» являлась одной из значимых операций советских партизан во время Великой Отечественной войны. Ее целью было причинение ущерба железнодорожному транспорту противника для осложнения его снабжения и поддержки общего наступления советских войск. Партизаны успешно разрушали железнодорожные пути, взрывали мосты и станционные сооружения, что привело к заметному нарушению железнодорожного движения противника. Эта операция сыграла важную роль в разгроме немецких войск и военном успехе Советского Союза.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Рельсовая война (белор. Рэйкавая вайна, укр. Рейкова війна) — действия партизан с целью нарушения работы железнодорожного транспорта противника и вывода из строя перевозимых по железной дороге живой силы, техники и материальных средств.
Великая Отечественная война
Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.
В осуществлении операций большую роль сыграло инженерно-техническое содействие со стороны организаций, работавших в тылу и разрабатывавших различные мины и взрывные устройства специально для диверсионной работы партизан на железной дороге. Основной такой организацией было ГСКБ-47. Множество конструкций таких устройств было создано и самими партизанами, которые потом довольно успешно их применяли.
Термин «Рельсовая война» позднее распространился и на все прочие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути, в том числе и совершённые до августа 1943 года.
Отечественные и немецкие данные о нанесенном партизанами уроне разнятся. Тем не менее, даже немецкие источники свидетельствуют о том, что он был серьёзным.
Российско-украинская война
После российского вторжения на Украину практика рельсовой война начала применяться белорусскими и российскими партизанами. Так в Белоруссии уничтожалось сигнальное оборудование, а железнодорожные пути блокировались. В России также были зафиксированы многочисленные подрывы железнодорожных путей и порча связанного имущества.
См. также