Рельсовая война – действия партизан с целью нарушения работы железнодорожного транспорта противника и вывода из строя перевозимых по железной дороге ресурсов. Операция "Рельсовая война" была организована в июне 1943 года Центральным Комитетом КП(б) Беларуси. Узнайте больше о Рельсовой войне и ее истории на История и мир.
Рельсовая война (белор. Рэйкавая вайна, укр. Рейкова війна) — действия партизан с целью нарушения работы железнодорожного транспорта противника и вывода из строя перевозимых по железной дороге живой силы, техники и материальных средств.
Великая Отечественная война
Операция "Рельсовая война" была организована в июне 1943 года Центральным Комитетом КП(б) Беларуси. Целью операции было уничтожение железных дорог противника с помощью массового удара, чтобы противник не смог быстро восстановить транспортные коммуникации. В рамках операции проводились крушения поездов, взрывы мостов и разрушения станций.
Илья Григорьевич Старинов, выдающийся советский диверсант, организовал операции "Концерт" и "Рельсовая война". Опыт, полученный в ходе этих операций, был использован в дальнейших действиях против немецких войск. Операции проводились при активной поддержке инженерно-технических организаций, которые разрабатывали взрывные устройства и мины для партизанской диверсионной работы на железной дороге. ГСКБ-47 была основной организацией, занимавшейся этой деятельностью.
Термин "Рельсовая война" позднее распространился и на все другие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути.
Отечественные и немецкие данные
Отечественные и немецкие данные о нанесенном партизанами уроне разнятся. Однако, даже немецкие источники подтверждают серьезный ущерб, нанесенный рельсовой войной.
В Минске в 1944 и 1945 годах выпущены нагрудные знаки, посвященные "Рельсовой войне".
См. также
Российско-украинская война
После российского вторжения на Украину, практика рельсовой войны начала применяться белорусскими и российскими партизанами. В Белоруссии уничтожалось сигнальное оборудование, а железнодорожные пути блокировались. Также в России были зафиксированы многочисленные подрывы железнодорожных путей и порча связанного имущества. Примером таких действий является движение "Останови вагоны", которое организовало сход вагонов с рельсов в различных регионах России, включая Амурскую область, Тверь, Красноярск и Махачкалу. В 2023 году также произошли подрывы путей в Брянской и Рязанской областях.
Что нам скажет Википедия?
Рельсовая война (белор. Рэйкавая вайна, укр. Рейкова війна) — действия партизан с целью нарушения работы железнодорожного транспорта противника и вывода из строя перевозимых по железной дороге живой силы, техники и материальных средств.
Рельсовая война может проводиться и в мирное время террористическими группами с целью морального воздействия на общество.
Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.
В осуществлении операций большую роль сыграло инженерно-техническое содействие со стороны организаций, работавших в тылу и разрабатывавших различные мины и взрывные устройства специально для диверсионной работы партизан на железной дороге. Основной такой организацией было ГСКБ-47. Множество конструкций таких устройств было создано и самими партизанами, которые потом довольно успешно их применяли.
Термин «Рельсовая война» позднее распространился и на все прочие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути, в том числе и совершённые до августа 1943 года.
Отечественные и немецкие данные о нанесенном партизанами уроне разнятся. Тем не менее, даже немецкие источники свидетельствуют о том, что он был серьёзным.
В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвящённые «Рельсовой войне».
После российского вторжения на Украину практика рельсовой войны начала применяться белорусскими и российскими партизанами. Так в Белоруссии уничтожалось сигнальное оборудование, а железнодорожные пути блокировались. В России также были зафиксированы многочисленные подрывы железнодорожных путей и порча связанного имущества, например децентрализованное движение «Останови вагоны», взяло на себя ответственность за сход вагонов с рельсов в Амурской области, в Твери, в Красноярске, в Красноярском крае, в Махачкале и прочих регионах. В мае 2023 года произошли очередные подрывы путей в Брянской области, а в ноябре в Рязанской области.